Лёгкая голова

Ольга Славникова- известный писатель, лауреат литературной премии "Русский Букер", финалист "Большой книги". Но еще она активный опекун молодых писателей, координатор премии "Дебют".

(Писатель рассказывает о своей работе над романом «Легкая голова»)

- … у меня герой возник сам собой. Некий человек, совершенно обычный, обладающий неким анти-гравитационным феноменом на плечах: голова, как физическое тело, весит 5-6 кг, а его голова не весит ничего. … это метафора, читатель поймет, когда будет читать. Суть в том, что к этому человеку приходят очень-очень страшные спецкомитетчики и сообщают ему, что он невольно стал причиной многих проблем в нашей жизни.

- … он их не боится, он еще пытается на этом и заработать, это и смешно и страшно. Такая коллизия, сначала кажущаяся даже комической, потом становится трагической.

- У Федора Михайловича Достоевского в «Записках из подполья» есть фраза, ставшая знаменитой: «свету ли провалиться, или мне чаю не пить». Мой герой решает проблему однозначно в пользу чая. Более того, он считает, что это правильно и нравственно… Я должен быть центром мира для себя, иначе я не буду свободным человеком…

- В один прекрасный момент я поняла, что когда человек совершает подвиг … он всегда прикрывает ошибку некоего военачальника, который не предусмотрел, что эта амбразура здесь окажется. Подвиг это всегда результат чьей-то ошибки, халатности, преступления, герой всегда за кого-то платит. А мой герой отказывается платить, он считает свою жизнь достаточно ценной для себя, и здесь я на его стороне.

- Трюк, который мой герой проделывает с аквалангом, я проделывала и сама, чтобы убедиться, что это возможно для простого нетренированного человека. … эмоционально это был такой drive, как никакой свой роман я писала, я получала такой кайф от него.

Я очень благодарна своему герою, что он дал мне испытать … замечательные ощущения.

- Я считаю, что роман очень жизненный и отвечающий на те же вопросы, которые поднимают многие люди, для себя, может быть, не проговаривая. Это актуальная книга… к нам пришла свобода, и мы были рады этой свободе, но мы не понимали, что такое свобода. Пришла пора осознать, что это не чай с сахаром, не пирог с вареньем. Свобода это иногда страшная вещь, это одиночество, это социальная атомизация, крушение многих ценностей, - коллективизма, героических, романтических. Свободный человек имеет право не совершать подвига.

- Дистанцию от замысла до последней точки я бы назвала мореплаванием, когда выходишь в открытое море романа и кажется, что можешь плыть в любую сторону, а потом оказывается, что нет. Оказывается, что порт назначения своим романом уже определен заранее, нужно только его найти. Эти поиски и есть те самые творческие муки. Когда ты дописываешь роман и пребываешь в порт, тогда очень хорошо.

-Герои развиваются сами, самые сильные пытаются тянуть одеяло на себя, некоторым можно это позволять, а некоторым нельзя… ты – капитан корабля, а герои – твоя команда, и ты должен держать их в порядке.

- Выбор всегда есть. Герой должен либо застрелиться, пожертвовав собой во имя позитивного развития вероятностей, либо он не захочет этого делать и не будет. Я сделала такой сюжетный ход, чтобы герой сам выбирал, а он выбирает собственную жизнь, и это и есть свобода. Быть свободным в своем выборе.

- Всегда находят виноватого в своих несчастьях, проблемах… но в середине романа герой вдруг задает себе вопрос – неожиданный для меня – когда я борюсь за себя, борюсь ли я только за себя. А, может быть, он борется за свободу этих людей, отстаивает свободу как принцип. Отстаивает право человека не быть ни под каким давлением – ни под государственным, ни под моральным… отстаивает свободу человека как принцип.


- Своему герою я сопереживала с самого начала. Героя нашего времени сначала принимают как негодяя, как приняли Печорина его современники. Это совершенно необходимый шаг начать с какого-то негатива, что может быть не примут, а потом раскрыть его так, что он станет близким каждому читателю.

Материал подготовлен и обработан Яковлева Н.А.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
КаленДАРь - праздник на каждый день

Популярные сообщения

 
Copyright © 2010 О книгах и не только …. All rights reserved.
Blogger Template by